Развитие речи. Развитие познавательных процессов

 

Задания для развития речи и словаря учащихся 1 классов

 

1.     Упражнение «До — между — после».

Какой месяц перед январем?

Какой месяц после января?

Какой месяц между февралем и декабрем?

2.     развитие лексического словаря.

Что такое «гололед», снегопад», «поземка», «метель», вьюга»?

3.     Развитие атрибутивного словаря.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…

Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.

 Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.

 Погода (какая?) …

4.     Развитие предикативного словаря. Подбираем глаголы к существительным.

Снежинки зимой (что делают?) …

Лед на солнце (что делает?) …

Мороз (что делает?) …

Метель (что делает?) …

5.     Образование уменьшительно-ласкательных форм слов.

Снег — снежок.

Лед — …

Зима — …

Мороз — …

Метель — …

Солнце — …

6.     Образование качественных прилагательных.

Горка из снега (какая?) — снежная.

Дорожка изо льда (какая?) — …

Погода с морозом (какая?) — …

7.     Подбор антонимов. Игра «Скажи наоборот».

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.

Летом небо светлое, а зимой — …

Летом день длинный, а зимой — …

Летом солнце светит ярко, а зимой — …

Весной лед на реке тонкий, а зимой — …

Снег мягкий, а лед… — …

Одни сосульки длинные, а другие — …

8.     Пересказ рассказа «Зима».

Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

9.     Развитие логического мышления. Игра «Четвертый лишний»

Коньки, скакалка, лыжи, санки.

Ворона, голубь, воробей, ласточка.

Лиса, волк, медведь, жираф.

10.                       Развитие мелкой моторики (упражнения для пальчиков): на развитие координации речи с движением, развитие воображения.

 Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики, начиная с большого пальца)

Мы с тобой снежок слепили, («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)

И совсем, совсем не сладкий (грозить пальчиком)

Раз — подбросим

Два — поймаем

Три — уроним

И… сломаем (Выполнять соответствующие словам действия)


 

Popular

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. Коррекционное занятие с учащимися с РАС

Автоматизация звуков. Зима