Развитие речи. Развитие познавательных процессов
Задания для развития речи и словаря учащихся 1 классов
1. Упражнение «До — между — после».
Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и
декабрем?
2. развитие лексического словаря.
Что такое «гололед», снегопад»,
«поземка», «метель», вьюга»?
3. Развитие атрибутивного словаря.
Зима
(какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег
(какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки
(какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая,
холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?)
– гладкий, блестящий, холодный, твердый.
Погода (какая?) …
4. Развитие предикативного словаря. Подбираем глаголы к
существительным.
Снежинки
зимой (что делают?) …
Лед на
солнце (что делает?) …
Мороз (что
делает?) …
Метель (что
делает?) …
5. Образование уменьшительно-ласкательных форм слов.
Снег —
снежок.
Лед — …
Зима — …
Мороз — …
Метель — …
Солнце — …
6. Образование качественных прилагательных.
Горка из
снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо
льда (какая?) — …
Погода с
морозом (какая?) — …
7. Подбор антонимов. Игра «Скажи наоборот».
Летом дни
жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо
светлое, а зимой — …
Летом день
длинный, а зимой — …
Летом солнце
светит ярко, а зимой — …
Весной лед
на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий,
а лед… — …
Одни
сосульки длинные, а другие — …
8. Пересказ рассказа «Зима».
Солнце
светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день
коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки
покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки.
Наступила холодная и суровая зима.
9. Развитие логического мышления. Игра «Четвертый лишний»
Коньки,
скакалка, лыжи, санки.
Ворона,
голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк,
медведь, жираф.
10.
Развитие
мелкой моторики (упражнения для пальчиков): на развитие координации речи с
движением, развитие воображения.
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики,
начиная с большого пальца)
Мы с тобой
снежок слепили, («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый,
крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной
ладонью другую)
И совсем,
совсем не сладкий (грозить пальчиком)
Раз —
подбросим
Два —
поймаем
Три — уроним
И… сломаем
(Выполнять соответствующие словам действия)