Общее недоразвитие речи
Что такое общее недоразвитие речи?
По статистике в настоящее время
возросло количество детей, имеющих нарушения речи. Очень важно как можно
раньше диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. Чем
раньше будет начата коррекционно-развивающая работа, тем эффективнее будет
результат.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
У детей
с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения,
страдает слоговая структура слова, недостаточен словарь, имеются
грамматические ошибки при формировании фразы, нарушен фонематический слух.
Все эти нарушения,
если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с
окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в
цепи развития «ребенок – подросток – взрослый»,
т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в
полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Во многих случаях ОНР
является следствием комплексного воздействия различных факторов, например
наследственной предрасположенности, органической недостаточности центральной
нервной системы (иногда легко выраженной, неблагоприятного социального
окружения в сензитивные периоды развития речи.
Принято подразделять
общее недоразвитие речи на уровни, в зависимости от степени выраженности
нарушений.
Первый уровень речевого развития, характеризуемый в
литературе как
«отсутствие
общеупотребительной речи».
Часто при описании
речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети». Но такой ребенок
в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут
быть отдельные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и
звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» - «машина»). При их
воспроизведении ребенок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая
звуко-слоговую структуру слова.
Характерной
особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность
многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные
звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и
некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними (например, слово «бика», произносимое с разной интонацией,
обозначает «машина», «едет», «бибикает»).
Второй уровень речевого развития, характеризуемый в
литературе как
«Начатки
общеупотребительной речи».
Отличительной чертой
является появление у речи детей двух-трех, а иногда даже 4-хсловной фразы. («Да тена ника.» - «дай
желтую книгу». «Де кася ися асом» - «Дети красят листья карандашом».) На первый взгляд
подобные фразы могут показаться совершенно непонятными, однако детальный анализ
образцов речи указывает на использование, наряду с аморфными словами, слов с
явно выраженными категориальными признаками рода, лица, числа и даже падежа.
В самостоятельной речи
детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде
случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок с 2-ым уровнем речевого
развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям: «Утя ези а туи». – «Утка лежит под стулом». «Асик ези таи». – «Мячик лежит на столе».
По сравнению с
предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса
не только по количественным, но и по качественным параметрам:
расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных;
появляются некоторые числительные и наречия.
Наряду с ошибками
словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих
и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему
встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.
Речь детей со 2-ым
уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и
слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого
количества фонем – до 16-20. При воспроизведении слов из 2-3 и более слогов
дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или,
наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание («сипед» -
велосипед, «китити» - кирпичи).
Связная речь
характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может
сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов
Третий уровень речевого развития характеризуется
развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и
фонетики.
Типичным для данного
уровня является использование детьми простых распространенных, а также
некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться,
например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. В
самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по
грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т. д.
Наряду с заметным
улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на
слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в
слове, подбор картинок, в названии которых есть заданный звук и т. д. Таким
образом, у ребенка с 3-им уровнем ОНР операции звуко-слогового анализа и
синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет
служить препятствием для овладения чтением и письмом.
Родителям надо
помнить, что наличие речевых нарушений отрицательно влияет на развитие
нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР
наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости
высших психических функций, к тому же дефицит речевых средств создает проблемы и
при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому нельзя пренебрегать той
коррекционной помощью, которую оказывают специалисты детям с ОНР еще в
дошкольном возрасте.
Родителям стоит
обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и
младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять
вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания ("бибика", "ляля", "ням-ням" и т.
д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать
своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое
употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов,
недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу. Ребенок
овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за
своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все
звуки и слова.
Если ребенок
неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует
передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать
правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс
становления и автоматизации не закончен.
Занимаясь с ребенком
дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на
вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа,
ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит
ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить
высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.
Помните, что только в
результате Вашего, родительского, самоотверженного труда в домашних условиях
ребенок достигает успеха.