Визуальное расписание для адаптации детей с расстройством аутистического спектра

 Одной из особенностей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) являются трудности адаптации к новым условиям жизни и контактам, изменение и расширение которых неизбежно при переходе ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу. Придя в 1 класс, они сталкиваются с такими трудностями, как:

• изменение привычного режима дня;

• невозможность соблюдения ритуалов;

• потеря значимых взрослых (воспитатель, узкие специалисты)

и появление «чужих»;

• неизбежность контактов с большим количеством людей;

• увеличение неконтролируемых шумов и т.д.

Если ученику с РАС своевременно не оказать помощь, то он может не справится с психоэмоциональным напряжением, а это, в свою очередь, приведет к нежелательному поведению (истерия, агрессия в отношении себя или окружающих, избегание предъявляемых требований и др.). Поэтому специалистам необходимо организовать постепенное знакомство такого ученика со школой еще до начала учебного процесса.

Одним из помощников ребенка на начальном этапе становится визуальное расписание. Основная цель его использования состоит в том, чтобы помочь учащемуся с РАС быстрее привыкнуть к новому режиму дня, снизив уровень тревожности. Это происходит за счет того, что ребенок, участвуя в составлении расписания и отражая в нем ход времени (при помощи карточек «сейчас» и «потом»), визуально отслеживает временной промежуток, который необходимо провести в школе. К тому же имеется возможность отразить непредвиденные ситуации, способные вызвать дополнительные переживания, такие как замена уроков (особенно если необходимо перейти из одного кабинета в другой или, например, быстро переодеться на ритмику, хотя по плану стоял урок ИЗО) или отмена занятия. Карточки с изображением мяча, карандашей, пластилина и другие позволяют ребенку самостоятельно организовать свое свободное время на перемене, независимо от речевых возможностей, что, несомненно, положительно влияет на его эмоциональное состояние и положительную адаптацию. Коммуникативные и речевые проблемы детей с РАС не всегда позволяют им вовремя и доступно сообщить взрослому о своих нуждах. Планшеты с карточками PECS в отдаленных регионах встречаются редко из-за небольшого количества специалистов, способных грамотно наладить с их помощью взаимодействие с ребенком и научить необходимым приемам работы педагогов. Поэтому в папку визуального расписания включены карточки, при помощи которых ребенок сможет сообщить о некоторых своих потребностях (помыть руки, попить воды и т.д.).

Работа с визуальным расписанием позволяет решить ряд коррекционных задач:

-развитие функций планирования и контроля,

-формирование и закрепление временных представлений (последовательность дней недели, времен года и месяцев),

-изучение и использование понятий «сейчас», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра».

Ламинирование листа с расписанием позволяет делать различные пометки маркером на водной основе. Например, справой стороны листа можно рисовать смайлики, звездочки, геометрические фигуры, организуя, таким образом, систему поощрения за старание, хорошую работу на уроке, инициативу общения и т.д. Для того, чтобы данная папка действительно стала помощником, необходимо провести предварительную работу (до начала учебного процесса), направленную на поэтапное знакомство с ней будущего ученика.

1 этап начинается после того, как ребенок познакомился с учителем, и чувствует себя достаточно комфортно в его присутствии в основном кабинете (не проявляет признаков тревожности, агрессии, идет на контакт).

Сначала педагог предлагает ученику рассмотреть папку, картинки, попробовать отлепить липучки и прилепить их обратно, поиграть с цифрами, выбрать картинку с интересным занятием (обязательно выполнить выбранное действие) и т.д. На этом этапе ребенок должен наиграться со всеми элементами расписания, чтобы впоследствии не отвлекаться от основной задачи.

2 этап заключается в установлении цепочки ассоциаций: учебный предмет – картинка – название предмета – учебник/рабочая тетрадь (форма, альбом и др.). Здесь очень важно давать лаконичные одноуровневые инструкции, при этом помогая ребенку самостоятельно выполнить необходимые действия.

Педагог предлагает вместе рассмотреть один из учебников, полистать его, после чего обращает внимание на его отличительные черты. После этого ребенок пытается подобрать к учебнику нужную картинку из папки и найти ей место на втором листе. Затем подбирается название предмета. Если будущий ученик еще не знает букв, следует попросить сравнить название на обложке учебника с двумя вариантами названий из папки. При необходимости можно самим предъявить нужную надпись, которую ребенок в течение работы постепенно запомнит. Также важно определится с учебными принадлежностями, необходимыми для данного урока. Желательно разбить второй этап на несколько дней, чтобы не перегружать ребенка информацией.

3 этап- учитель, вместе с ребенком составляет маршрут знакомства с необходимыми помещениями и узкими специалистами. При этом сначала в расписании составляется маршрут, затем отмечается, куда ребенок и учитель идут сейчас и куда пойдут потом. Количество посещаемых мест будет зависеть от особенностей ребенка, но за раз происходит знакомство только с одним специалистом. Таким образом, к началу учебного года, ребенок с РАС будет иметь под рукой уже знакомого помощника, который даст ему возможность почувствовать себя спокойнее и увереннее в начале учебы в первом классе.

Начиная с первого дня занятий, до уроков, ученик с педагогом выбирают нужную дату, составляют расписание на день, решают, чем заняться на перемене и, при необходимости, корректируют его. В конце дня карточки возвращаются на место.

Расписание станет хорошим помощником не только в школе, но и дома при организации выполнения домашнего задания. Для этого родителям необходимо вместе с ребенком спланировать последовательность занятий и времени отдыха, а также обсудить, чем ребенок хочет или может заняться в промежутках между уроками.

Опыт работы с визуальным расписанием показывает, что оно положительно влияет на организацию учебной деятельности ребят, обучающихся в школе на протяжении нескольких лет и продолжающих испытывать трудности с соблюдением режима дня школьника. В основном такие трудности сохраняются у школьников, имеющих интеллектуальные нарушения и тяжелые множественные нарушения развития. В связи с тем, что эти ребята уже хорошо знакомы с педагогами, предметами и кабинетами, соблюдать все этапы знакомства с расписанием не нужно. Будет достаточным постепенное знакомство ученика с возможностями папки с последующей передачей инициативы организации учебной деятельности ребенку.

Большое количество ярких элементов на липучках привлекают внимание и детей с задержкой психического развития. Возможность различных манипуляций с картинками и наименованиями позволяют придумывать интересные задания, направленные на коррекцию и развитие временных представлений, пространственной ориентировки, слухоречевой и зрительной памяти. Например, педагог, заранее допустив ошибку в порядке дней недели или месяцев, просит ученика найти и исправить ее. Также можно использовать картинки с изображением уроков для игры «Что изменилось?» или «Запомни и повтори». Для развития слухоречевой памяти

предложите ребенку выбрать подходящие к наименованиям учебных предметов картинки и объяснить свой выбор. После этого назовите предметы в любой последовательности, а ученик должен внимательно послушать, запомнить, затем расположить картинки на втором листе в нужном порядке. Еще раз повторите задание и попросите ребенка прикрепить карточки с названиями предметов и проверить, не допустил ли он ошибок. Эти упражнения можно использовать при работе с учениками с РАС, после того, как они успешно пройдут период адаптации к школе и перестанут нуждаться в визуальном расписании для организации своей учебной 

Popular

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. Коррекционное занятие с учащимися с РАС

Автоматизация звуков. Зима