Можно ли ребенку с РАС учиться в обычной школе?
Специалисты, работающие с детьми-аутистами, согласны,
что учёба в обычной школе, как и общение со сверстниками в других ситуациях,
положительно сказываются на дальнейшем развитии.
К сожалению, возможность ресоциализации через школу доступна не всем детям,
так как РАС бывает разных видов.
По силе проявления симптомов традиционно людей с аутизмом делят на 4
группы: с 4 – лёгкой, до 1 – самой тяжёлой.
Ребята с 4 и 3 формой РАС способны обучаться в
общеобразовательной школе, даже по общей программе.
Для детей со 2 формой дело обстоит хуже. Они способны на развитие, но при
условии специально для них разработанной адаптивной программы с параллельной
коррекционной работой.
Не исключена ситуация, когда учащиеся с таким диагнозом зачисляются в
первый класс и достигают успехов в учёбе. Важно, по какой программе учатся дети
– аутисты, какие дополнительные меры для их развития предпринимаются.
Школа должна соответствовать критериям, предусмотренным
психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Такую проходит будущий
ученик.
Типичные условия, нужные в учебном учреждении:
·
наличие в первое время, на период адаптации, тьютора,
облегчающего процесс взаимодействия ученика с классом, учителями, новыми видами
деятельности;
·
адаптированная учебная программа;
·
ресурсные классы;
·
параллельно ведущаяся терапия, работа с психологами,
логопедами.
Ребёнок с лёгкой формой аутизма в обычной школе быстро адаптируется. И
научится получать необходимые знания самостоятельно. Это позволит в будущем
проявить ему свои способности, раскрыться, реализовать себя.
Не стоит забывать, что людям с РДА предварительно следует
привить навык обучения. То есть – научить получать и накапливать информацию. По
сложности для них это как освоение второго языка для среднего человека.
Выполнив эту задачу, ребенок с РАС удачно адаптируется, преодолевает
ограничения, вызванные своим расстройством.
[1]
Литература:
1. Алкире Д. и др. «Объяснение различий в социальных симптомах у детей с расстройствами аутистического спектра». Журнал аутизма и нарушений развития. 16 июля 2020 г.