Подготовка детей с РАС к школе
Аутизм в лёгкой форме – не помеха обучению в школе. Но это не значит, что дошкольник с диагнозом 1 сентября войдёт в класс и там освоится без предварительной подготовки. Перед этим нужно провести работу по подготовке человека к новым условиям, ежедневному выполнению учебных задач.
Педагоги-дефектологи дошкольного образования, а также
родители, на этапе подготовки к школе должны сформировать у ребёнка следующие
навыки:
·
Адекватно относиться к учителю,
воспринимать его слова как указание к действию.
·
Привыкнуть к новым условиям занятий,
в том числе к типичным помещениям: классам с партами, спортзалу, раздевалкам,
столовой.
·
Выработать необходимые
социально-бытовые навыки (!!!).
·
Развить мотивацию, показать, что
учёба интересна и важна. Это делается на основе личных пристрастий ребенка
(будущего ученика). Сначала выясняется, что его интересует больше всего, затем
составляются учебные задачи, где в центре будут новые факты об интересующей
сфере.
Также прорабатываются навыки, необходимые для
эффективного обучения:
·
Концентрация на выполняемом
действии. Способность выполнять последовательную цепочку действий.
·
Сосредоточение на отдельных
предметах, которые используются строго по назначению (касается школьных
принадлежностей).
·
Работа в группах (при
необходимости!) или при помощи других людей. Сначала развивается в форме игры с
несколькими участниками – близкими родственниками. Затем участниками
коррекционной работы (воспитателя, дефектологи) и сверстниками.
·
Понимание слоговой структуры слов и
умение показать это разделение различными физическими действиями.
Скорость обретения навыков, нужных для обучения
ребёнка с аутизмом в обычной школе, в каждом случае – своя. В некоторых случаях
такая зрелость возникает к 12-13 годам, а иногда – в стандартные 6(7/8) лет,
исходя из интеллектуальных возможностей ребенка с РАС.
Нельзя заранее сказать, что ребёнок будет готов пойти в
общеобразовательное учреждение со своими сверстниками по возрасту.