Коррекционные занятия

 Формирование навыков коммуникации и взаимодействия 

Особое значение в работе с учащимися с РАС имеет коммуникативная деятельность, которая содействует организации активной речевой практики, формирование у детей навыков речевого общения, развитию словесной речи, общительности, стремлению к расширению социальных контактов, и  социальной адаптации в целом детей данной категории. Можно сказать, что данный вид деятельности при работе с детьми с РАС характеризуется коррекционной и коммуникативно-адаптационной направленностью, т.к. используется словесная речь как ведущее средство общения.

Современные исследователи (Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, О.С.Никольская, М.Е. Баулина [1], Н.И. Рослякова и А.Д. Сафронова [2] и др.) указывают на такие особенности коммуникации у данной категории детей: пониженная способность к установлению эмоционального контакта (ребѐнок не проявляет интереса к партнѐру, не может показать на предмет, который привлекает его внимание, затруднено распознавание эмоционального состояния других людей, непонимание различий между живым и неживым объектом), стереотипность в поведении, которая проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших изменений, желание обособиться от внешнего социального мира; наличие пристрастий к одним и тем же объектам, стереотипных манипуляций; аутостимуляции и «полевое поведение»; наличие особенностей речевого развития: мутизм, эхолалии, отсутствие стадии диалога, стереотипные монологи, отсутствие в речи слов от первого лица. Это требует долгой и кропотливой коррекционной работы для устранения данных дефектов коммуникации и социализации детей с РАС.

Поэтому цель курса «Формирование коммуникации и взаимодействия» - создание у детей с РАС коммуникативных ритуалов для адаптации ребёнка к требованиям социума  и микроколлектива образовательного учреждения, общества в целом.

Средствами формирования основ коммуникации и взаимодействия выступают алгоритмы деятельности с целью получения адекватных результатов в стандартных и нестандартных ситуациях, то есть обеспечивается наглядно-действенный характер обучения через включение учащихся в реальную практическую деятельность. Актуальна и организация игрового взаимодействия на коррекционных занятиях. Подобная форма организации деятельности позволяет многократно воспроизводить определенные способы деятельности, осознавать их технические особенности и социальное содержание (правило, норма, требование). Обращается особое внимание на развитие компенсаторных умений алгоритмизации, интеллектуализации и рефлексии в практической деятельности. Алгоритмизация деятельности позволяет адекватно расчленять практическую деятельность на этапы, наполнять их содержанием и устанавливать порядок реализации. В свою очередь интеллектуализация практической деятельности направлена на формирование умений логической обработки информации: анализ, сравнение, группировку,  установление смысловых связей и отношений.

Блок  «Формирование навыков коммуникации и взаимодействия» включает направления как: формирование умений выражать просьбы/требования; формирование социальной ответной реакции; формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события; формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы; формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них; формирование социального поведения; формирование диалоговых навыков.

Исходя из этого, примерное планирование коррекционной работы по формированию навыков коммуникации и взаимодействия будет включать следующие разделы:

-формирование умений выражать просьбы/требования;

-формирование социальной ответной реакции;

-формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;

-формирование умений привлекать внимание и
задавать вопросы;

-формирование умений выражать эмоции, чувства,
сообщать о них;

-формирование социального поведения;

-формирование диалоговых навыков.

 

учитель-дефектолог Традчик Т.А.

 

Литература

1. Баенская Е. Р., Никольская О.С., Либлинг М.М. Дети и подростки

с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2011. - 224 с.

2. Рослякова Н.И., Сафронова А.Д. Ресурс метода пошагового обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра// Педагогическое образование и наука. – 2017. – №3. – С. 68-73.

3. Инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

4. Закон Республики Беларусь от 14.01.2022 г. № 154-3 « Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»

Popular

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. Коррекционное занятие с учащимися с РАС

Автоматизация звуков. Зима